+7 (921) 383-78-67 | info@3d-rezba.ru
.

Виды резьбы

Панель с гротескным орнаментом     Два основных вида резьбы по дереву — скульптурная и рельефная резьба. Скульптурная резьба обычно представляет собой отдельно стоящие произведения, на которые можно смотреть с разных сторон.

     Наиболее распространенные сюжеты — люди, животные или абстрактные формы.

     В рельефной резьбе изображение выполняется на поверхности (фоне) и имеет определенный структурный контекст. Фон может быть плоским, закругленным, овальным или даже просто подразумеваться. Он может быть структурным, узорным или представлять собой ландшафт.

     Большая часть скульптурной резьбы может рассматриваться как разновидность рельефной резьбы, независимо от того, повторяет ли она листья вдоль профилированного лепного украшения, волюту по краю гирлянды или птицу, «парящую» на фоне горного пейзажа. Техника, применяемая для исполнения изделия, может меняться от «рисования» (нанесения контурных линий на поверхность фона) до «скульптурной» высокорельефной резьбы (горельефа). Хотя трехмерная скульптура часто вписывается в архитектурный контекст, она, как правило, не становится его составной частью, как, например, декоративный или рельефный орнамент. Но рельефная резьба — это не только структурные элементы мебели или зданий. Это могут быть и самостоятельные работы, например панно, вывески, гербы и т. п.

Обьем

     Как и в других видах изобразительного искусства, таких, как живопись или мозаика, в рельефной резьбе есть свои трудности в изображении естественных или даже геометрических фигур. Хотя некоторые произведения живописи производят столь естественное впечатление, что кажется — это пейзаж за твоим окном, в их основе все равно лежит иллюзия, и только ею достигается эффект естественности. В резьбе, по крайней мере, есть реальная глубина, даже контурная резьба создается выборкой дерева. Однако некоторые предметы: паутина, языки пламени, дым или солнечные лучи — настолько неосязаемы или прозрачны, что их невозможно изобразить в дереве. Тем не менее даже их можно обозначить предположением, намеком или иллюзией.

Цвет

     Любой кусок дерева, по сути своей, монохромный, и цветовой спектр у него ограничен.

     Да, в текстуре дерева есть полосатые узоры, чудесные красные и желтые оттенки, изысканность волокна, но в целом резьба по дереву производится без их учета. Кстати, структура может нарушать чистоту рельефа.

Святотень

Влияние распределения святотени на восприятие     Эффектный вид рельефа зависит от различного отражения света или густоты теней. Тень достигается сменой проекции элементов и изменением угла поверхностей. На рисунке на примере круга, пирамиды и квадрата показано, как тень определяет форму: правые стороны предметов хорошо видны, а левые словно сливаются с фоном. Обратите внимание, что круг, у которого «стороны» плавно спускаются вниз, наиболее легко воспринимается. Вертикальная левая «стена» квадрата теряется совершенно. Различное попадание света на различные грани пирамиды гораздо важнее для восприятия, чем сама тень.

     Тень можно образовать с помощью структуры или рельефа. Так, гравировка в пунктирной манере создает многочисленные тени, контрастирующие с плоской поверхностью. Даже если элемент покрасить в белый цвет, благодаря светотени он все равно будет виден.

Перспектива

     Ко многим резным изделиям, в особенности изображающим пейзажи и ландшафтные сцены, предъявляется требование сделать изображение убедительным то есть придать им качество, в литературе именуемое «правдоподобием». Есть несколько способов достижения такой достоверности изображения. Как и в двухмерном изображении, здесь можно использовать законы перспективы. Перспектива — это принцип, в соответствии с которым объекты, находящиеся далеко от глаза, кажутся меньше, чем объекты, находящиеся в непосредственной близости. Обычно в декоративной резьбе различные элементы, находящиеся на переднем плане, разделены очень малым расстоянием, и здесь требования перспективы можно не соблюдать.

     Однако время от времени можно наиболее выпуклый предмет сделать чуть больше, чем те предметы, которые находятся ближе к заднему плану. Это поможет подчеркнуть их различное положение и усилить впечатление глубины. «В широком смысле любое визуальное восприятие, не гармонирующее с физическими измерениями, может быть названо иллюзией» (М. Лукиш, «Визуальные иллюзии»). Таким образом, резчики по дереву в каком-то смысле могут считаться иллюзионистами.

Контур и форма

Оформление пазухи свода     Хотя рельефная резьба подразумевает форму, восприятие формы — это гораздо более сложное действие и вызывает больше путаницы, чем восприятие и понимание контура. Можно нарисовать нечто такое, что будет резать нелегко. Следовательно, резные изделия обычно имеют четкие контуры. Линия сама по себе может вызвать эстетический или эмоциональный отклик. Прямая линия не так привлекательна, как изогнутая. Угловатые линии более «энергичны», чем мягко закругляющиеся. Вертикальность подразумевает силу и вдохновение, а горизонтальность несет в себе покой и тишину. У всех нас разное видение, основанное на опыте и традиции, но отклонения, например скрученные листья, по виду напоминающие пропеллеры, или пирамида, балансирующая на верхушке, не будут привлекательными. Хороший пример: лицо, изображенное в профиль, лучше воспринимается в рельефе, чем лицо в фас. Поэтому портретные изображения на монетах и медалях в основном выполнены в профиль.

     Рельефная резьба не допускает, чтобы элементы, такие, как листья, лозы, ноги или руки, переплетались. Даже на самых простых лепных украшениях, где есть мотив листвы, листья на втором плане проглядывают из-за листьев на переднем плане, чтобы пространство было заполнено.

 

 

Архитектурные компоненты

     В классической архитектуре есть несколько областей, где применяется рельефный декор. Помимо хорошо известных капителей, тимпан — треугольное поле фронтона греческих и римских храмов — часто украшался резьбой, так же как и фризы антаблемента. Разумеется, многие лепные украшения, связанные с этими компонентами, тоже украшались резьбой.

Дорический фриз     Фризы. Дорический фриз, самый прославленный образец которого находится в Парфеноне, делится на метопы и триглифы. На метопах чаще всего используются рельефные изображения воинов, сражающихся с кентаврами и амазонками, или символы, например трофеи (оружие и доспехи), бычьи головы, факелы или лампады, символы профессиональной деятельности человека.

     Фриз ионического и коринфского ордера не прерывается триглифами и часто имеет непрерывный рисунок. Иногда повторяется отдельный мотив.

Коринфский фриз     Полоса фриза — это общий термин, под которым понимается любая горизонтальная полоса, декорированная так же, как и фриз.

 

Фронтон     Фронтоны. Большей частью на тимпанах фронтонов храмов были статуи богов или героев, как в Парфеноне в Афинах. Однако со временем многие мотивы стали использоваться для того, чтобы заполнить свободные пространства. Встречаются картуши, урны с фруктами или цветами либо символы того или иного типа, заполняющие треугольное пространство, а временами просто расположенные в центре его. Фронтоны также могут быть заполнены орнаментом, как показано на рисунке слева.

 

Панели. А вот цветочная гирлянда — это самостоятельная панель, так же как и фестон из драпировок.

Канделябр на пилястреМедальонДля памятников часто используются круглые венки. Очень часто лента, характерный греческий антемий или гирлянда из аканта сочетаются с изображениями животных. Рельефные панели располагаются в определенном геометрическом пространстве. Так, квадратный метоп дорического фриза часто содержит розетки, фигурки или символы (гербы, щиты). Прямоугольные панели, пожалуй, наиболее распространены, поскольку это форма, которую диктуют структурные детали и стиль выполнения дверей и мебели. На панелях часто изображается гротескный орнамент. Термин «гротеск» обозначает свободную композицию из растительного орнамента и фигурок людей или мифологических персонажей, а также экзотических животных и птиц. Как правило, он бывает симметрично расположен и выполняется с нарочитой легкостью.

     Длинные вертикальные панели на пилястрах, дверных косяках, картинных рамах и каминных досках часто вырезаются с переплетенными лозами и фигурами в форме канделябра. Хотя здесь есть несколько вариантов, канделябр обычно делается «закручиванием» в центре вокруг урны или вазы, служащей подставкой для завивающейся растительности, фестонов, птиц, вымышленных ЖИВОТНЫХ И Т. Д.

     Тондо — это круглые панели с самым разнообразным орнаментом, начиная с цветов и кончая животными, символическими предметами и трофеями. Медальон — это овальная или круглая панель, обычно с портретом.

     Еще один вид панелей — панели произвольной формы, такие, как пазухи свода или арки.





Яндекс.Метрика ARTSphera.com.ua Рейтинг@Mail.ru