+7 (921) 383-78-67 | info@3d-rezba.ru
.

Контурная резьба

Контурная резьба     Контурная резьба — это резьба по поверхности ма­териала без рельефа (эффекта выпуклости). Однако эта техника часто сочетается с рельефной резьбой. Простейшие V-образные канавки, сделанные V-образной стамеской, больше всего похожи на двухмерные линии. Контурной резьбой можно выполнять буквы, типичные для греческих и римских памятников. Кон­турная резьба встречается в других разновидностях ре­льефа, где нужно изобразить неглубокие линии, такие, как прожилки на листьях или паутину, либо передать особую фактуру поверхности, например, на шапочках желудей. Геометрическая резьба (chip) также относит­ся к контурной резьбе, хотя это немного специфичес­кая техника.

     Контурная резьба сводится к резьбе одной лишь V-образной стамеской. Представьте себе, что вы просто чертите ею линию. Лучше проводить плавные ли­нии, избегая геометрических фигур с прямыми линия­ми, так как для того, чтобы провести по-настоящему прямую линию сквозь волокно разной плотности, тре­буется величайшая осторожность. Для большей четко­сти лучше работать с молотком, ударяя очень легко и коротко. Это поможет вам резать на равной глуби­не — обычно не более 3 мм — и снизит риск того, что инструмент соскользнет и испортит окружающее дере­во. Если вы хотите подчеркнуть какой-либо элемент дизайна, поверните инструмент под углом в одну или в другую сторону, чтобы увеличить количество отра­жающегося света. Постарайтесь резать под как можно более тупым углом по волокну, так у вас получится бо­лее чистый штрих.

     На пересечении двух линий остановитесь прямо пе­ред одной из них по любую сторону от пересечения. У вас лучше получится, если вы глубоко прорежете первую проведенную линию. Какая линия должна быть доминирующей, вам подскажет рисунок.

     Геометрическая резьба широко использовалась в те­чение многих столетий. Серьезные резчики использу­ют в этом стиле специальный инструмент, но хороших результатов можно достичь и стамеской со скосом. Для удаления излишков дерева из щелей хорошо подойдет V-образная стамеска с длинным кончиком. Основной принцип геометрической резьбы почти такой же, как при обстругивании палочки перочинным ножом. Сна­чала делается штрих вниз, затем штрихи под углом по обе стороны, чтобы получился рисунок.

Плоская (плоскорельефная) резьба

Контурная резьба с легким моделирование     В старых учебниках по резьбе этот термин упо­требляется для описания рисунка, остающегося на поверхности и, по сути, плоского, но фон при этом слег­ка заглублен. Эта техника хороша для отработки сколь­жения инструмента по изгибам рисунка. Фон заглубля­ется лишь чуть-чуть. В нашем примере фон заглублен на 3 мм. Эта техника дает хорошую практику заглубле­ния фона на одинаковую глубину. Чтобы проверить глу­бину, посмотрите на изделие под углом и сравните боковины. Некоторые объекты в плоскорельефной резьбе, например фрукт в нашем рисунке, можно слегка смоделировать, было бы глупо делать их плоскими. Это говорит о том, что рисунок и техника идут рука об руку: в одном месте хорошо одно, в другом — другое.

     Чтобы плоские поверхности все же выступали, фон часто выполняется в пунктирной манере, штампуется I или «грунтуется». Для этой работы можно воспользоваться гвоздем, но, как вы сами понимаете, это не очень удобно. Кернер (punch) с большим количеством точек можно изготовить из бруска мягкого металла или стержня треугольным напильником. Сначала сделайте ряд параллельных желобков, затем второй — перпенди­кулярно первому, и у вас получатся ровные пирамидки. Кернеры можно изготовить разных размеров. В некото­рых магазинах есть и готовые штампы с такими рисунками, как звезды, желуди или цветы. Их можно исполь­зовать для создания узорчатого фона.

     Среди резчиков бытует мнение, что штамповки надо избегать, поскольку она часто применяется для того, чтобы замаскировать плохую работу. Иногда так оно и бывает, но вообще-то штамповка — это очень полезный прием, позволяющий сделать контуры более отчетливыми по контрасту.

Плосковыемчатая (выемчатая) резьба

Плосковыемчатая резьба     Техника, родственная контурной резьбе, но при этом выпуклые участки полностью моделируются. Изобра­жаемый предмет не выступает над окружающей поверх­ностью, а фон обычно уходит внутрь, «за» изображае­мый предмет. Плосковыемчатую резьбу еще называют заглубленным рельефом. Этот термин применяется так­же для древней египетской техники рельефа, где пред­мет обрисован контурной резьбой, а потом смоделиро­ван. Окружающая поверхность не является частью декора, она просто формирует рамку вокруг рельефа, и фон не заглубляется.

Инталио (контррельеф)

Контррельеф     Хотя в словарях инталио определяется как «кон­турный» или «гравированный», резчики часто приме­няют этот термин в более специфическом значении. В каком-то смысле это противоположность рельефу, так как наиболее выпуклые участки рисунка вырезаны наиболее глубоко.

     Этот вид резьбы используется как негативная схе­ма, чтобы подчеркнуть мягкий материал, или сформо­вать гипсовый слепок либо композицию, или просто перенести изображение на другой материал. Этим видом резьбы выполняли перстни — печатки и печати, которые оставляли отпечаток на воске.

     Помните, чтобы использовать контррельеф как форму для отпечатка, ничего подрезать не надо, но рисунок должен иметь «эскиз». Это значит, что стенки должны хоть немного выступать, чтобы материал можно было вынуть, не сломав его.

     В контррельефе чрезвычайно важна аккуратность и точная резьба. На стадии вырезывания контура ис­пользуется трехгранная стамеска №11: закругленный штрих этой стамеской лучше подходит для того, чтобы выполнить плавный переход контура, чем острый штрих V-образной стамеской. Не забудьте, что надо резать внутри контурных линий. Основные углубле­ния выполняются глубокой стамеской, например № 9, чтобы края лезвия не рвали дерево.

     Если вы будете вырезать аккуратно, получится вполне ровная поверхность, так что шлифовать при­дется очень мало. Обычно для контррельефа на плос­ких поверхностях нужны только инструменты с пря­мым лезвием.

Барельеф (плоскорельефная резьба)

Барельеф     Этот термин (итальянский вариант «бассо-рильево») давно используется для обозначения плоскорель­ефной скульптуры, где наибольшая выпуклость изоб­ражаемого предмета составляет менее половины глубины реального предмета. Самый лучший пример иллюзии глубины при исключительно плоском рельефе — это монеты. Эта техника может подойти для ме­бели и других предметов, подверженных износу, для небольших предметов и тех, которые хорошо вид­ны с близкого расстояния.

Средний рельеф («меццо-рильево»)

Средний рельеф     Средний рельеф — это когда предмет вырезается в половину своей естественной толщины. По словам историка Д. Кэнэдея, «меццо-рильево» дает, пожалуй, самую удачную комбинацию полного слияния с архи­тектурой и достаточной свободы для самостоятельно­го творческого выражения со стороны скульптора» («Что такое искусство?»). Любопытно, что для того, чтобы создать впечатление рельефа, резчик полностью зачищает (освобождает) фон.

 Горельеф (высокорельефная резьба)

Горельеф     Горельеф — это изображение предмета примерно в три четверти его толщины и более. Это предполагает значительную долю работы по подрезанию фона, что­бы формы выступили над поверхностью. Глубокие вы­емки высокорельефной резьбы требуют больших за­трат времени и тщательной работы с инструментами, поэтому, если рамка находится на уровне первоначаль­ной поверхности, это создает ненужные трудности. Ча­ще всего фон рельефа заглубляется полностью до са­мых краев и помещается в отдельную рамку из досок. Глубокие пустоты горельефа можно выполнить полу­круглой стамеской. Слегка обозначив круг, зажмите ручку стамески между ладонями и поворачивайте ин­струмент. Аналогичная техника широко применялась римскими скульпторами, работавшими по камню, и эффект иногда весьма очевиден. Фигурные стамес­ки — клюкарзы также очень хороши для интенсивного подрезания, которое требуется довольно часто.

     Мы уже отмечали, что пунктир, выполненный для фона неглубокого рельефа, подчеркивает контраст и четкость изображения, однако в высокорельефной резьбе он не нужен, так как тень создают формы.

 Аппликация (прорезная накладная резьба)

Прорезная накладная резьба     В аппликации (прорезной накладной резьбе) рису­нок вырезается часто контурной резьбой, затем полно­стью отделяется от фона и, наконец, прикрепляется к другой доске, которая и служит ему фоном. В итоге результат должен получиться таким же, как при рель­ефной резьбе, в особенности если поместить ее в уг­лубленную рамку. Техника позволяет вырезать формы практически круглыми, создавая эффект горельефа. Аппликации крепятся к стене или доске, часто в не­сколько слоев. Этот способ может иметь свои преиму­щества, поскольку позволяет экономить материал, об­легчает подрезание или дает великолепный эффект, если резное изделие выполнено из древесины, контра­стирующей по цвету с фоном. После перевода рисунка на дерево его по контуру вырезают пилой, а затем кре­пят к верстаку или скамье шурупами. Прорезная на­кладная резьба позволяет вырезать изделие на изна­ночной стороне, что создает эффект подрезания, но работать на изнаночной стороне надо после того, как деталь освободят от фона. Разумеется, вся прочая резьба и подрезание должны выполняться до того, как изделие сняли с верстака. Часто резьба на изнаночной стороне может быть выполнена ножом.

 




Яндекс.Метрика ARTSphera.com.ua Рейтинг@Mail.ru